Проблемы развития страхования грузов в Российской Федерации.
Эксперт,
26 октября 1999 г.
Страхование грузов 1955 просмотров
Наиболее опасные внутренние грузоперевозки в России практически не страхуются.
При совершении сделки купли-продажи существует довольно длительный период, когда продаваемый товар уже выпал из поля зрения продавца, но еще не попал в поле зрения покупателя. Происходит это во время транспортировки. А грузы имеют свойство пропадать, разворовываться и портиться. Согласно статистике, наибольший ущерб приходится на кражи и недостачу груза, в несколько раз меньший — на повреждения в пути. Чтобы защитить себя в финансовом плане, продавцы или покупатели (в зависимости от условий поставки) вынуждены приобретать спокойствие в виде страхового полиса. В мировой практике существуют несколько вариантов страхования грузов: с ответственностью за все риски, с ответственностью за какой-то вид аварии, на случай полной гибели всего или части груза. Таким образом, любой уважающий себя иностранный бизнесмен страхует свой товар на наиболее выгодных для него условиях. Однако вследствие неоднозначной оценки российской экономико-политической среды мировым сообществом эта практика не распространяется в полной мере на российский экспортно-импортный бизнес. Западные страховщики относятся к страхованию грузов, идущих в Россию, с большим пессимизмом. Объемы российского товарооборота, а следовательно, и страховые взносы, слишком малы, в то время как убытки сложно предсказать. Многие заключают договоры страхования грузов с одним условием: действие этих договоров прекращается после пересечения грузом российской границы. Те же, кто решается страховать импорт в Россию, существенно завышают тарифы. Таким образом, российские страховщики получают изрядные конкурентные преимущества. И достичь успеха на переговорах с иностранными экспортерами о том, чтобы ввозимые в страну грузы если не полностью, то хотя бы частично (начиная с границы) страховались в отечественных компаниях, вполне реально. Для иностранцев это выгодно, так как, во-первых, обеспечивает определенную защиту. Во-вторых, российские страховщики лучше разбираются в российских реалиях и при наступлении страховых случаев на территории нашей страны могут более оперативно и грамотно решать все возникающие проблемы. Иначе обстоят дела с отечественным экспортом: большинство российских грузов, отправляемых за рубеж, страхуется в отечественных страховых компаниях. Именно страхование экспортных операций вносит наибольший вклад в общие сборы страховых премий российских компаний по страхованию грузов. Поскольку основными российскими экспортерами являются крупные представители топливно-энергетического комплекса, то к числу безусловных лидеров в страховании грузов в первую очередь относятся отраслевые и кэптивные страховщики. Страхование грузов, связанных с нефтью и продуктами ее переработки, — специализация компаний “ЮКОС-Гарант” и “ЛУКойл”, риски по грузам РАО “Норильский никель” страхует компания “Интеррос-Согласие”, а комбината “Северсталь” — “Шексна”. На грузах военного характера специализируются компании “Жива” и “Русский страховой центр”. Эти компании уже успели наработать огромный опыт на страховании специализированных рисков, и поэтому наряду с универсальными компаниями “Ингосстрах”, “Росно”, ВЕСтА, ВСК и ПСК имеют преимущества и на конкурентных рынках страхования грузов. Совершенно неясная ситуация складывается на рынке страхования внутренних грузоперевозок. В отличие от международных контрактов купли-продажи, при которых обычаями делового оборота предусматривается страхование грузов вне зависимости от географии перевозки, российские продавцы и покупатели заботятся больше о трейдинговых рисках, чем о транспортных. Лишь очень небольшое число крупных российских компаний страхует внутренние перевозки. А ведь именно внутри страны происходит наибольшее число происшествий с перевозимыми грузами, а значит, риски наиболее высоки. Видимо, еще не пришло время, когда каждый российский контрагент понял бы, что страхование грузов является сравнительно недорогим (взносы по нему составляют десятые доли процента от страховой суммы) средством, реально предоставляющим финансовую защиту. Сдвиг рынка в сторону страхования экспортных операций определил то, что безусловным лидером в страховании грузов продолжает оставаться “Ингосстрах”. В этом ему сильно помогает складывавшаяся десятилетиями репутация, налаженные связи с иностранными партнерами и известность за рубежом. Несмотря на обострение конкуренции на рынке страхования в целом, в страховании грузов конкуренция практически отсутствует. Все страхуемые грузоперевозки распределены между основными операторами рынка. Дело в то, что характерной чертой страхования грузов является наличие у компаний постоянных клиентов. Широкую практику получило заключение генеральных договоров страхования, устанавливающих долгосрочные отношения между страховщиком и страхователем по страхованию всех перевозимых грузов, отвечающих определенным характеристикам. Основу портфеля по страхованию грузов практически у всех страховых компаний (как у кэптивных, так и у универсальных) составляют перезаключаемые из года в год договоры с одной или несколькими торговыми или производственными компаниями. Дополнительным фактором устойчивости и надежности в страховании грузов является перестрахование практически всех рисков за рубежом. По различным оценкам, в перестрахование идут от 60 до 95% страховых взносов, собираемых по этому виду страхования. Иностранные перестраховщики повышают имидж российских компаний в глазах потенциальных клиентов и обеспечивают им надежный тыл, позволяя принимать на страхование весьма значительные риски. Например, в Военно-страховой компании страховая защита по одному договору страхования грузоперевозок может составлять до 5 млн долларов (по грузам военного назначения — до 125 млн долларов), а в “Интеррос-Согласии” — до 20 млн долларов.
В подготовке материала принимали участие заместитель генерального директора Военно-страховой компании О.Г.Гончаров и начальник отдела морского страхования и страхования грузов компании “Интеррос-Согласие” О.Г.Просандеев
Вся пресса за 26 октября 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
22 июля 2025 г.

|
|
Газета.Ru, 22 июля 2025 г.
Водителям рассказали, поможет ли ОСАГО при ущербе от ливня

|
|
BFM.Ru, 22 июля 2025 г.
В Госдуме предложили ввести компенсации за затопленные из-за ливней машины

|
|
Конкурент, Владивосток, 22 июля 2025 г.
Стихия нанесла удар по вашему автомобилю: положено ли возмещение ущерба?

|
|
РИА Новости, 22 июля 2025 г.
Юрист рассказала, как получить компенсацию при повреждении авто от непогоды

|
|
ТАСС, 22 июля 2025 г.
НКР: прибыль страховщиков в 2025 году превысит 600 млрд руб.

|
|
Известия, 22 июля 2025 г.
Включить синий свет: россияне смогут поехать по аналогу «Зеленой карты» в КНР и Монголию

|
|
Коммерсантъ, 22 июля 2025 г.
Страховые компании поделились прибылью

|
|
Ведомости, 22 июля 2025 г.
РНПК впервые в истории обогнала классических страховщиков по прибыли

|
21 июля 2025 г.

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 21 июля 2025 г.
Вашу машину затопило во время ливня? Скоро за это может заплатить страховая по ОСАГО

|
|
Интерфакс, 21 июля 2025 г.
Убытки страховщиков от природных катастроф в I полугодии были рекордными за 14 лет

|
|
ТАСС, 21 июля 2025 г.
Эксперт Моржаретто назвал бесперспективной компенсацию за затопленные автомобили

|
|
РБК (RBC.ru), 21 июля 2025 г.
Как мы внедрили личный кабинет Уралсиб Жизнь и избавили от кучи анкет

|
|
РБК.Уфа, 21 июля 2025 г.
Аграрии Башкирии стали в четыре раза чаще страховать животных

|
|
Интерфакс, 21 июля 2025 г.
Авиакатастрофа в Актау

|
|
ТАСС, 21 июля 2025 г.
Не менее 18 человек погибли в Южной Корее из-за наводнений и оползней

|
|
ТАСС, 21 июля 2025 г.
Правила техосмотра следовало бы смягчить, поскольку они не влияют на аварийность – эксперт

|
|
ПРАЙМ, 21 июля 2025 г.
Ущерб от заморозков и засухи в Ростовской области составил 7,8 млрд руб

|
 Остальные материалы за 21 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|